Каковы этапы разработки веб-сайта и почему разработка хорошего сайта стоит хороших денег?
Действительно, странно. Вроде бы, ничего сложного нет – самому можно сделать, освоив пару программ. Тем не менее, веб-студии среднего уровня просят за сайты тысячи долларов.
Создание сайтов состоит из нескольких этапов, на каждом из которых подключаются специалисты соответствующего профиля. Итак, этапы разработки сайта любой направленности таковы:
1. Проектирование сайта
Проектировщик – это специалист с широким кругозором в разных областях сайтостроения, юзабилити, маркетинга, паблик рилэйшенз, программирования, оптимизации и прочих дисциплин, необходимых для разработки профессионального сайта. Кроме того, это хороший коммуникатор – бывает очень непросто найти общий язык с заказчиком и сделать так, чтобы проект был понятен заказчику. Проектировщик постоянно «мониторит» Интернет в поисках новых интересных идей, он всегда в курсе тенденций сайтостроения.
Проектирование любого, даже простого сайта, начинается с анализа сайтов конкурентов заказчика, партнеров и других сайтов нужной тематики. И только когда у проектировщика сложилась общая картина, он может предложить заказчику наиболее эффективное решение.
2. Веб-дизайн
На поиски подходящего действительно оригинального креативного решения, соответствующего имиджу фирмы, уходит много времени. Профессиональный веб-дизайнер – высокооплачиваемый специалист, знающий себе цену. У него большой опыт разработки серьезных корпоративных сайтов. Вы же не хотите, чтобы на вашем сайте тренировался начинающий веб-дизайнер?
Нередко дизайну сайта уделяют недостаточно внимания, используя готовые шаблоны или конструкторы сайтов, которые имеют свои ограничения и не позволяют создать конечный продукт действительно уникальным и каким его хотелось бы видеть. Мы же считаем, что для качественного и достойного результата разработка дизайна сайта должна обязательно должна идти одним из этапов.
3. Программирование
Ни один сайт в профессиональной веб-студии не начинает программироваться с нуля. Всегда используется некоторое программное ядро. В его разработку студия вложила много средств. Оно отработано и оттестировано на десятках сайтов. И часть его большой стоимости переходит на новый сайт. Наверное, не очень интересно, если на вашем сайте начнут постоянно выплывать многочисленные ошибки программирования? Кроме того, почти для каждого сайта приходится разрабатывать какие-то специфические программные модули. И сделать их надо очень качественно, а не тяп-ляп – лишь бы работало. Программный код должен быть чистым, написанным в соответствии со стандартами – чтобы любой другой профессиональный программист мог в нем разобраться без труда. Иначе при смене веб-студии-партнера вам придется делать сайт заново – никто не будет разбираться в чужих каракулях и кляксах.
4. Верстка и наполнение базы данных
Несмотря на кажущуюся простоту, этот участок работы может оказаться самым сложным. Ведь именно при верстке сайт приобретает законченный вид. Именно здесь учитываются разнообразные мелочи, которые могут испортить работу всех предыдущих специалистов.
Настоящий верстальщик – это почти дизайнер. С очень развитым вкусом. Поэтому от квалификации и даже таланта верстальщика зависит очень многое.
5. Корректура текстов
Самый замечательный и красивый сайт могут непоправимо испортить орфографические ошибки и несуразности в форматировании текстов. Чтобы этого не было, весь сайт должен быть внимательно прочитан (и не раз) корректором.
6. Юзабилити-тест
Юзабилити – это удобство использования сайта для посетителей. На западе это направление очень активно развивается как отдельный бизнес. В нашей стране все это пока в зачаточном состоянии – других забот хватает. В нашей студии для сложных сайтов мы предпринимаем некоторые шаги в этом направлении.
7. Тестирование
Согласитесь, не очень приятно, когда вам передают сайт, а вы тут же натыкаетесь на какую-то неработающую функцию или ляп оформления. Сразу возникает вопрос: «А что, разработчик сайта этого сам не мог увидеть?». К сожалению, для нестандартных сайтов все недостатки разработчику выявить не удается. Но подавляющее большинство недостатков проявляется на стадии так называемого альфа-тестирования, то есть тестирования разработчиком.
Но все недостатки все равно невозможно выявить силами разработчика. И относиться к этому надо нормально, особенно, если сайт достаточно большой. Поэтому и существует этап бета-тестирования заказчиком. Особенно, если предполагается наполнение сайта силами заказчика с нуля. В этом случае всякие нестыковки могут выявиться только в результате реальной работы.
Вот такие основные этапы создания сайта мы посчитали нужным выделить в рамках работ по разработке сайтов под ключ. Конечно, можно все стадии дополнительно детализировать, а можно в частных случаях пропускать некоторые из них, однако основные работы при изготовлении хорошего сайта именно такие.